Вино для Наполеона и коньяк для Черчилля

Иногда аннотации к элитному алкоголю похожи на выдержки из учебника по истории: в глазах рябит от количества дат и фамилий.

Вино Grand Constance любил пить французский император Наполеон Бонапарт, пока не умер в 1821 году; коньяк Hine предпочитал Уинстон Черчилль, и, по легенде, именно им он отпраздновал победу во Второй Мировой войне; королева Великобритании Елизавета II, по словам бывшего шеф-повара Букингемского дворца, предпочитает джин в сочетании с аперитивом Dubonnet и коктейли «Мартини Драй».

Причина, по которой элитный алкоголь связывают с селебрити, известными историческими деятелями и культовыми личностями, достаточно проста, но не всегда очевидна: репутация.

Институт репутации в мире элитного алкоголя

Чтобы алкогольный напиток был по-настоящему элитным, ему не требуется быть дорогим. Высокая цена – это следствие, а не причина.

На самом деле элитный алкоголь должен соответствовать трём параметрам:

  1. Производится ограниченными тиражами. Чем меньше объём выпуска – тем дороже напиток. При этом особую ценность представляют сверхлимитированные релизы, насчитывающие не более нескольких сотен экземпляров.
  2. Изготовлен из сырья премиум-класса. При этом не обязательно «невероятно высококачественного», хотя это подразумевается. Сырьё премиум-класса выращивается в указанной локации под контролем производителя, перемешивание с сырьём из другого региона в большинстве случаев недопустимо.
  3. Производитель – известная компания с богатой историей и чистой репутацией. Конечно, могут быть исключения, как в случае с Nc’Nean Distillery или Opus One, однако в этих случаях важна репутация основателя.

И именно последний пункт в большинстве случаев имеет решающее значение. Если какая-нибудь неизвестная шотландская винокурня найдёт у себя крошечный бочонок со 100-летним виски, изготовленным исключительно из локально выращенного ячменя, и захочет его разлить по бутылкам – скорее всего, на релиз никто не обратит внимания. Однако если то же сделает бренд Gordon & MacPhail – за каждой бутылкой выстроится очередь из коллекционеров.

Как репутация связана с селебрити

Ключевой особенностью любой видной исторической персоны или современного селебрити является нечто вроде всемогущества, которое открывает высокий статус и близкий к неограниченному бюджет. Королева Великобритании Елизавета II достаточно властна, чтобы потребовать к своему столу абсолютно любой алкогольный напиток, даже существующий в единственном экземпляре. Однако она выбирает именно аперитив Dubonnet.

Dubonnet («Дюбонне»), к слову – это французский аперитив на основе креплёного вина, который производится компанией Pernod Richard. К нему добавляется кора хинного дерева (хинин) и различные пряные травы. Как правило, из-за терпкого вкуса и чрезвычайно насыщенного аромата этот аперитив употребляется в составе различных коктейлей.

И то, что среди всего разнообразия алкогольных напитков, дорогих и дешёвых, редких и массовых, крепких и содержащих минимум спирта, королева Великобритании Елизавета II выбрала именно французский аперитив Dubonnet от компании Pernod Richard – не может не льстить производителю. Любое упоминание исторической личности или селебрити – это огромный буст к репутации бренда.

Какие напитки любили видные исторические деятели

Достоверных исторических свидетельств о том, какие именно алкогольные напитки предпочитали различные «великие мира сего», не так много. Обычно эта сфера жизни скрывается от учёных и биографов. Алкоголь, к сожалению, зачастую представляется чем-то постыдным, поэтому исследовать предпочтения в спиртном – всё равно, что пытаться разобраться, какую именно позу в сексе предпочитал тот или иной исторический деятель.

Поэтому приходится разбираться отрывочно, по информации из дневников и некоторых фотографий:

  • Бенджамин Франклин, один из отцов-основателей США, коллекционировал французские вина, заказывая их бочками. Однако он не избегал и других алкогольных напитков. Например, на инаугурации подавали кубинский ром. Но любимым напитком Франклина была португальская мадера.
  • Уинстон Черчилль не был слишком-то разборчив в алкоголе, предпочитая самые разные напитки. Например, коньяк Hine, которым наполнил личный погреб. И виски Johnny Walker Red Laber, который регулярно потреблял в рабочее время. Некоторые исторические легенды также приписывают британскому премьер-министру любовь к армянскому коньяку, однако достоверных подтверждений этому найти не удалось.
  • Иосиф Сталин, как можно догадаться, предпочитал грузинское вино. Причём не простые напитки, а «Хванчкару», один из наиболее редких сортов. Это красное полусладкое вино изготавливается в одноимённом регионе и имеет защищённое географическое указание.
  • Российский императорский двор, а также и приближённые к власти купцы, предпочитали Chateau Margaux – красное вино из Бордо, Франция. Оно поставлялось также бочками по отдельному заказу. При этом именно Chateau Margaux было наиболее востребовано – так, что многие другие бордосские вина, как уступающие по качеству, так и остающиеся великими, назывались общим термином «Шато-Марго».

Эти исторические свидетельства, разумеется, подчёркивают репутацию напитков. В любом промо-материале, связанном с Chateau Margaux, можно найти упоминание того, что именно это вино поставлялось Российскому императорскому двору; а бренд-менеджеры Johnnie Walker не забывают упомянуть Уинстона Черчилля.

Институт репутации очень важен для производителей элитного алкоголя. Поэтому связь с историческими личностями и селебрити ещё долго будет подчёркиваться брендами.