Новое поколение коллекционеров элитного алкоголя
Как вы представляете себе «коллекционера элитного алкоголя»?
Скорее всего, как импозантного мужчину средних лет с винным погребом, в котором открывается проход в страну чудес из сотен необычных, редких и раритетных бутылок. Но современные реалии таковы, что этот образ вот-вот уйдёт в прошлое.
Современные коллекционеры элитного алкоголя – это обычные люди. Они могут быть среди ваших коллег, друзей и знакомых. Их можно встретить в метро и общественном транспорте. И, главное – у них нет винного погреба. Они даже никогда не видели свою коллекцию в реальности.
Коллекционирование без собирательства
Робу Вулфорду 50 лет, он работает финансовым консультантом и живёт в Калифорнии. Каждое утро он приезжает в офис, где проводит расчёты и даёт советы клиентам. А ещё – он владелец редких и раритетных вин на общую сумму в 100 000 долларов. Но он никогда не видел свою коллекцию, не держал в руках ни одной бутылки, и, главное, не собирается пить это вино.
«Я купил бутылку вина за 500 долларов не для того, чтобы её пить», – рассказывает Роб. «Я купил бутылку вина за 500 долларов для того, чтобы продать её за 800 долларов. Если я захочу выпить, к моим услугам – весь ассортимент соседнего супермаркета».
Звучит странно – неужели кто-то покупает вино, вообще не собираясь его пить? Такое поведение могло показаться экстраординарным 20–30 лет назад, но не сегодня. В современном мире коллекционирование вина – это не приятное хобби, а настоящий бизнес на инвестициях. И люди, которые его ведут, мало отличают элитный алкоголь от акций и облигаций, золота и недвижимости.
Коллекционер, который в глаза не видел купленное вино
Представители нового поколения коллекционеров элитного алкоголя – часто молодые люди, которые озабочены успешным вложением своих средств для сохранения капитала. К великому вину и раритетному виски они обращаются как к активам, которые позволяют диверсифицировать портфель.
Этим представители «нового поколения» отличаются от «классических коллекционеров», владеющих настоящими погребами, заполненными винами шато премьер гран крю и каберне совиньон из долины Напа. Такие напитки помогают продемонстрировать тонкий вкус. А каждая бутылка для них значит гораздо больше, чем просто «средства на безбедную пенсию».
Появление «нового поколения коллекционеров» привело к росту инвестиционных и брокерских компаний, которые делают вложения в элитный алкоголь максимально простым и понятным – даже для тех, кто никогда раньше не интересовался напитками премиум-класса. Мобильные приложения, личные кабинеты, графики и диаграммы – всё это превращает коллекционирование в такой же финансовый инструмент, как инвестиции в акции.
Коллекция без коллекции
Главное отличие представителей нового поколения коллекционеров элитного алкоголя от «старого» заключается в том, что им глубоко без разницы, в какое именно вино вкладываться. Требование лишь одно: марка должна демонстрировать рост цены. А будет ли это бургундский домен, бордосское шато премьер гран крю, супертосканское хозяйство или окутанной секретами производитель из долины Напа – значения не имеет.
Достаточно часто такие коллекционеры обращают внимание на высоколиквидные вина вторых крю. Они дешевле и при этом демонстрируют более высокий прирост в стоимости за годовой период. Если бутылка вина с шато премьер гран крю за 12 месяцев дорожает в среднем на 5–7%, то со вторых крю вполне может увеличиваться в цене на 15–20%.
При этом сама коллекция зачастую находится в доверительном управлении. Физические экземпляры, бутылки вина, находятся на каком-то удалённом складе под контролем менеджера, и, лёжа на полках стеллажей, активно меняют владельцев, продаваясь и покупаясь, перепродаваясь и перепокупаясь.
Коллекционеры «старой школы» относятся к такому подходу, конечно, с некоторой неприязнью. В конце концов, что это за «собирательство», если ты не можешь спуститься в погреб и достать оттуда бутылку редкого вина к ужину? Но коллекционеры «новой школы» не задаются такими вопросами – они «делают деньги».
Когда вино перестало быть напитком
В истории элитного алкоголя есть три поворотных момента, которые превратили коллекционирование в инвестирование:
- 1995 год – на аукционе Sotheby’s «с молотка» уходит бутылка Chateau Mouton-Rothschild послевоенного урожая 1945 года, которая спустя 6 лет будет перепродана вдвое дороже.
- 2001 год – в Лондоне открывается винная биржа Liv-Ex, построенная по типу фондового рынка. Здесь проводятся торги изысканными и редкими напитками, а также формируются индексы.
- 2008 год – в Гонконге отменяются пошлины на вина. В Азию начинают поставляться редкие и премиальные напитки, а местные коллекционеры скупают самые дорогие экземпляры просто для того, чтобы продемонстрировать коллегам свои возможности и статусность.
Кроме того, у вина и коллекционного элитного алкоголя есть ещё одна привлекательная для инвесторов особенность – это ограниченный ресурс. В отличие от ценных бумаг. Компания может выпустить сколь угодно много акций, а потом ещё один-два тиража. Если в 2000 году Domaine de la Romanee-Conti выпустил 3 000 ящиков Romanee-Conti Grand Cru, он не сможет выпустить ещё тысячу ящиков урожая того же года. Более того, вино всё-таки пьют. Так что через 5–10 лет в мире останется 1 500 ящиков, а через 20–30 лет – всего 500 ящиков.
Единственные, кто не выигрывает от этой ситуации – ценители элитного алкоголя. Редкое бароло, раритетное бургундское вино, Бордо премьер гран крю, виски с выдержкой более 30 лет, специальные издания коньяка – все они становятся слишком дорогими для того, чтобы их пить. Так что остаётся или присоединиться, или поискать алкоголь в других местах. К счастью, в мире очень много отличных напитков – по крайне мере, пока их не заметят инвесторы.