Может ли алкоголь без географического указания быть элитными?
Коллекционеры давно привыкли к тому, что весь элитный алкоголь имеет строгое географическое указание.
Вино из Бордо, коньяк из региона Шампань, виски из Шотландии, и т. д. Однако современные производители всё чаще отказываются от географического указания происхождения сырья – и это вполне может изменить представление о рынке элитного алкоголя.
Два ярких примера «смешивания»
В 2021 году австралийская компания Penfolds выпустила целую линейку элитных вин, сырьё для которых получено от хозяйств с двух континентов. Речь идёт о серии California Collection. Как понятно из названия, часть винограда для производства этих напитков была выращена в Калифорнии, США, в то время как другая – в родной для бренда Австралии.
Так, например, Penfolds Bin 149 сочетает в себе Каберне Совиньон из долины Напа, США, и Каберне из Южной Австралии. Второй напиток в серии – Quantum Bin 98 – имеет основу в виде Каберне из долины Напа, к которому добавляется Шираз из Южной Австралии.
Конечно, в серию Penfolds Bin всегда входили «экспериментальные» вина, произведённые по нестандартным технологиям. Однако на столь яркие опыты компания ещё не решалась. Тем более, в мире элитного алкоголя – уже на старте продаж Penfolds Bin 149 будет стоить 149 долларов за бутылку, а Quantum Bin 98 – 700 долларов за бутылку.
Второй яркий пример странного смешивания – анонсированный алкогольный напиток Kulin Duality of Spirits, который будет выпущен лимитированным релизом в конце 2021 года. Сложно сказать, что это вообще. Kulin Duality of Spirits представляет собой смесь шотландского виски и китайской водки из сорго (байдзю), которые после соединения вызревали совместно в дубовой бочке.
Существует ли элитный алкоголь без географического указания
На самом деле уже существует элитный алкоголь без географического указания. Просто все настолько привыкли к этим брендам, что даже не обращают внимания на то, что регион произрастания сырья на этикетке не приводится.
Речь о великом шампанском – Krug и Dom Perignon. Производители даже не скрывают, что зачастую виноград, использующийся для производства этих игристых алкогольных напитков, выращен не в регионе Шампань. Конечно, всё сырьё проходит строгий контроль, а сами технологии производства соответствуют тем, что применялись столетия назад. Однако, покупая бутылку Krug или Dom Perignon, владелец никогда не может точно сказать, где был выращен виноград, из которого изготовлен этот напиток.
Это не всегда является недостатком. Всё тот же Dom Perignon был поставщиком королевских дворов и официальным шампанским на свадьбе принцессы Дианы. Секрет в том, что напиток на самом деле настолько качественный, что даже взыскательным ценителям становится не важно происхождение сырья, из которого он изготовлен.
Исторические артефакты также свидетельствую о том, что в XVIII и XIX веках крупные производители вин из Бордо и Бургундии использовали сырьё из других регионов – Лангедока, Испании, Италии и Марокко. Но это совершенно не помешало им сохранить свой премиальный статус.
Зачем нужно географическое указание в принципе
Вкус и качество элитного алкоголя во многом (но не на 100%) зависит от сырья, из которого изготовлен напиток. Бароло, изготовленное из винограда, выращенного в зоне Ла Морра, демонстрирует сложную и элегантную ароматику. В то же время, если сырьё собрано в Серралунга д’Альба, напиток будет одновременно мощным и утончённым.
Географическое указание помогает ценителям:
- Можно точно понимать, чего ожидать от напитка. Шотландский виски кардинально отличается от ирландского. Пино Нуар из Бургундии намного более мощный и комплексный, чем из Чили.
- Можно быть уверенным в том, что производитель заботится о качестве своих напитков. Географическое указание – своеобразная отметка того, что хозяйство не просто выпускает алкоголь, но и контролирует процесс созревания сырья.
- Можно собрать правильную коллекцию вин из определённого региона или нескольких.
В то же время, отсутствие географического указания превращает элитный алкоголь в «кота в мешке». Остаётся только довериться опыту и статусу производителя, надеясь, что он превратит напиток в нечто не пригодное для употребления.
Взгляд на географическое указание с точки зрения массового потребителя
Тем не менее, ситуация диаметрально меняется, если посмотреть на элитный алкоголь глазами массового потребителя, который покупает напиток ради того, чтобы немедленно его выпить. И в этом случае географическое указание вполне ожидаемо теряет ценность.
Элитный алкоголь, предназначенный для употребления, а не коллекционирования, должен быть вкусным. И в этом случае не имеет значения, собран виноград для шампанского Dom Perignon непосредственно в Шампани или в Лангедок-Руссийоне. Главное – что игристое вино дарит те эмоции, которые ожидает потребитель.
В этом аспекте позиция Penfolds вполне оправдана. Задача производителя – создать отличное вино. И если для этого придётся брать сырьё с двух континентов – это оправдано. Главное – чтобы купаж был оригинальным, необычным, но при этом вкусным и насыщенным.
Возможно, в будущем появится всё больше марок элитного алкоголя, который не имеет географического указания. Но это не изменит ценность вина, виски и других напитков, на этикетке которых есть информация о месте, где было выращено сырьё для производства. Скорее рынок разделится на два направления, а важность бренда будет только увеличена – и это уже наблюдается в сегменте напитков массового потребления, что подтверждают американские маркетинговые исследования.