Каким будет 2022 год для коллекционеров элитного алкоголя
Не будет преувеличением сказать, что всемирный дурдом 2020–2021 годов и климатические катастрофы 2021 года изменили рынок и мир элитного алкоголя.
Закрытия границ, переход аукционов в онлайн-формат, «взлёт» азиатских инвесторов и морозная весна во Франции – всё это изменит подход к коллекционированию и перепродаже элитного алкоголя в 2022 году.
Главные тренды:
- Винтаж Бордо и Бургундии 2021 года может быть худшим во всей новейшей истории.
- На западных аукционах появятся маотай и другие типично азиатские напитки.
- Коллекционеры сохранят осторожность в отношении французских вин.
- Производители Нового Света станут «новыми французами», востребованность вин из Аргентины, Чили и США дополнительно увеличится.
Французские вина 2021 года могут оказаться худшими за последние десятилетия
В этом году французские виноделы пережили сразу несколько климатических катастроф, уничтоживших от 20% до 80% урожая в зависимости от хозяйства. Всё началось с удивительно морозной весны, когда хозяйствам пришлось разводить костры на виноградниках, и продолжилось засушливым летом, которое завершилось масштабными лесными пожарами, сжигающими растения и задымляющими выжившие ягоды.
Поэтому даже сами производители считают, что винтаж 2021 года может оказаться худшим в истории. Этого же мнения придерживаются и ассоциации виноделов. Но главное – на ситуацию достаточно быстро отреагировал рынок элитного алкоголя: цены на великие вина Бордо и Бургундии упали в среднем на 5–10%.
В 2022 году первые производители закончат выдержку и выпустят «катастрофический» винтаж. И его релиз может привести к тому, что цены на вина Бордо и Бургундии снизятся ещё сильнее. Этого опасаются негоцианты – и поэтому на осенних аукционах Sotheby’s зафиксировано несколько попыток «слить активы», пока они не потеряли в стоимости.
Путешествие азиатов на запад
Модная болезнь, начавшаяся в 2020 году, ещё сильнее углубила раздел между азиатской и западной экономикой. Пока европейские страны и США испытывали жёсткий финансовый кризис из-за приостановки деятельности предприятий, Китай работал и зарабатывал деньги. Кажется, что все эти сумасшедшие события вообще не изменили экономику азиатских стран (кроме завязанного на туризме Таиланда).
Именно поэтому состоялось второе пришествие азиатских инвесторов на рынок элитного алкоголя. Первый раз они «явились» в 1980-х годах, увеличив цены на французские вина и шотландский скотч десятикратно. Второй – принесли на рынок элитного алкоголя собственные марки: японский виски, китайский маотай, корейский соджу.
Уже осенью 2021 года аукционный дом Sotheby’s провёл торги, посвящённые исключительно коллекционному маотаю (китайскому алкогольному напитку, изготовленному из ферментированного сорго). А в целом прошедшие 12 месяцев ознаменовались сразу несколькими ценовыми рекордами, которые поставил японский виски.
В 2020 году классические азиатские алкогольные напитки войдут и на западный рынок. Так что коллекционерам-негоциантом придётся освобождать несколько полок в своём погребе под собрание маотая.
Слово 2021 года в экономике – «осторожность»
Американцы показали нам, что благодаря правильной стратегии, можно в любой момент изменить первичный план действий и придумать оправдание. Кажется, что злобная болезнь эфемерных макаронов уничтожена – и вот появляется новый, совершенно мистический вариант номер 3, устойчивый к любым методам борьбы (правда только для тех, кто уже прошел все этапы процедуры промывания мозгов).
Это приводит к тому, что инвесторы опасаются рисковать. Они больше не вкладывают деньги в активы, которые способны резко подешеветь, будь то криптовалюта, акции интернет-стартапов или вино со вторых и третьих крю. На аукционах 2020–2021 годов наиболее активно продавался элитный алкоголь, входящий в число «голубых фишек Бордо и Бургундии» – и в 2022 году эта ситуация не может не сохраниться.
Главные «голубые фишки» – это проверенные с точки зрения инвестиционных качеств вина: Chateau Mouton-Rothschild, Chateau d’Yquem, Petrus, американские Opus One и Screaming Eagle, а также, разумеется, бургундское Domaine de la Romanee-Conti. Ситуация с менее крупными брендами (Chateau Lafite-Rothchild, Chateau Margaux, Chateau Haut-Brion) наблюдается гораздо менее положительная – они либо дорожают незначительно, либо и вовсе дешевеют, как демонстрирует «Шато Марго».
Но эта ситуация наблюдается в винах со средней ценой выше 1000 долларов за бутылку. В ценовом сегменте 500–1000 долларов происходит диаметрально противоположное явление.
Аргентинцы и американцы – это новые французы
Пока французские виноделы борются со всеми возможными природными явлениями – заморозки, засухи, лесные пожары и изменение климата – хозяйства Нового Света, напротив, укрепляют свои позиции на рынке элитного алкоголя. 2020–2021 годы привлекли в La Place de Bordeaux, самую крупную биржу премиальных напитков, рекордное количество брендов из Аргентины, Чили, США, Италии, Испании, Австралии, Новой Зеландии и других государств.
Путь, который проходят виноделы Нового Света, довольно интересен. Сначала им требуется закрепиться на рынке, конкурируя с французскими и итальянскими производителями. Начинается ценовая война – кто в здравом уме заплатит 500 долларов за бутылку неизвестного напитка из Аргентины, когда за эти же деньги можно купить проверенное вино от хозяйства класса «второй крю» в Бордо?
Только закрепившись на массовом рынке и обеспечив себе экономическую устойчивость, производитель может себе позволить превратить свой ординарный алкоголь в элитный. Нужно только подтвердить своё право на это. И выход на La Place de Bordeaux и аукционы элитного алкоголя – лучший способ сделать это.
Так что в 2022 году на аукционах элитного алкоголя нижней и средней ценовой категории нас ждёт множество напитков из стран Нового Света.