Как работает La Place de Bordeaux?

Даже некоторые преданные ценители элитного алкоголя не слышали о La Place de Bordeaux – самом «закрытом» рынке великих вин и крепких спиртных напитков в мире.

Это неудивительно: попасть туда, даже если ты собираешься приобрести несколько десятков бутылок по 5–6 тысяч долларов за каждую, очень сложно. Этот рынок больше похож на элитный клуб – чтобы попасть туда, нужно доказать свою привилегированность и статус.

Однако в последнее время La Place de Bordeaux становится более открытым: туда попадают напитки Нового Света и ритейлеры из Российской Федерации. Поэтому можно рассказать, как именно работает этот рынок лучшего элитного алкоголя со всего мира.

Коротко об истории La Place de Bordeaux

Рынок элитного алкоголя La Place de Bordeaux был основан в XVII веке владельцами винодельческих хозяйств Бордо для более централизованной продажи и защиты от фальсификации. Именно тогда руководство великих шато столкнулось с волной подделок: мелкие купцы из Лангедока продавали свои напитки, клея на них этикетки известных брендов. Чтобы защититься от фальсификации, владельцы шато из Бордо и создали La Place de Bordeaux – биржу, на которой представлены проверенные великие вина от не менее проверенных производителей.

За три столетия существования La Place de Bordeaux разросся до огромного маркетплейса со множеством посредников. Этот рынок объединяет производителей, «придворных» и ритейлеров либо негоциантов.

Как это работает:

  1. Владелец шато (винодельческого хозяйства) отправляет на La Place de Bordeaux «придворного», по сути, являющегося торговым представителем.
  2. «Придворный» на La Place de Bordeaux представляет вина хозяйства, которому он служит. Здесь есть дополнительные тонкости, о которых – ниже в статье.
  3. Ритейлеры либо негоцианты связываются с «придворным» и заключают с ним контракт на поставку элитного алкоголя.

Негоцианты, здесь и далее – это коллекционеры элитного алкоголя, которые приобретают великие вина и другие напитки класса супер-премиум для последующей перепродажи на аукционах или в рамках личных торгов.

«Придворные», в свою очередь, могут служить нескольким хозяйствам. Их задача – продать элитный алкоголь максимально дорого, для чего они участвуют в торгах и ведут сложные многоуровневые переговоры. Учитывая современное состояние рынка, в контракте на поставку великого вина может участвовать невероятное количество посредников: «придворные» хозяйства, региональные представители ритейлера, страховые компании и так далее.

Современное состояние La Place de Bordeaux

La Place de Bordeaux в его современном состоянии проще всего сравнить с биржей акций или каких-либо других финансовых активов: хозяйство-производитель сообщает о готовности продать определённое количество бутылок великого вина, после чего негоцианты и ритейлеры начинают вести продолжительные переговоры с «придворными» для формирования лучшей цены поставки. Это крайне консервативная, аристократическая и переусложнённая схема, которая работает только ради достижения одной-единственной цели: не допустить в La Place de Bordeaux производителей дешёвого некачественного алкоголя.

За три столетия своего существования La Place de Bordeaux превратился в настоящий символ качества: если какой-либо производитель здесь представлен, то он делает действительно превосходный элитный алкоголь. Поэтому практически все крупные хозяйства мечтают попасть на рынок в Бордо. Однако сделать это максимально сложно: во-первых, нужно иметь поручителя, который уже является участником La Place de Bordeaux; во-вторых, необходимо доказать премиальность предлагаемого напитка.

На La Place de Bordeaux сложно попасть и «с другой стороны»: коллекционеры, ритейлеры и негоцианты испытывают точно такие же трудности со входом на этот рынок, как и производители. Это – крайне закрытый для всех участников рынок, но, в то же время, само участие на нём – признак привилегированности и высокого статуса.

Особенности продажи элитного алкоголя на La Place de Bordeaux

Ещё одна общая черта, которая объединяет La Place de Bordeaux и фондовые рынки – это способ продажи элитного алкоголя. Постоянные участники этого маркетплейса реализуют свои великие вина по методике En Primeur, схожей со фьючерсами.

Методика En Primeur подразумевает, что хозяйства продают ещё не выпущенное вино. Как правило, реализация проходит за два года до релиза напитка: это позволяет производителю оценить объём алкоголя, который он может изготовить и выдержать. К примеру, на торгах 2021 года продавалось вино, которое будет изготовлено и представлено в 2023–2024 годах.

Это правило не распространяется на производителей Нового Света: они продают уже готовое к реализации вино. Например, в сентябре 2021 года чилийская компания Santa Rita реализовывала свой флагманский напиток винтажа 2018 года – уже выдержанный и готовый отправиться на прилавки. Только проверенные производители Нового Света могут продавать вина по методике En Primeur – обычно это хозяйства из США, такие, как Opus One, основанное бароном Ротшильдом из Бордо.

Ещё одна общая черта между La Place de Bordeaux и фондовой биржей – динамическое ценообразование: стоимость элитного алкоголя зависит от общего экономического состояния, а не сложностей в производстве. Например, осенью 2020 года, когда мир страдал от коронавирусной пандемии, многие марки, представленные на этом маркетплейсе, подешевели на 15–30%, хотя урожай был достаточно хорошим.

La Place de Bordeaux – это главный закрытый рынок в мире элитного алкоголя. И от того, какие решения там принимаются, какие негоцианты там присутствуют, какие производители выставляют свою продукцию, зависят возможности потребителей со всей Земли.