Как измениться мировой рынок элитного алкоголя в ближайшем будущем

Экономическая изоляция России, без сомнения, приведёт к росту цен на элитный алкоголь внутри России.

По состоянию на конце марта 2022 года он уже наблюдается: импортная продукция подорожала на 15–100% в зависимости от вида напитка и магазина. Однако мировые производители элитного алкоголя также опасаются экономической изоляции России – по их словам, разрыв торговых связей приведёт к росту цен даже на марки, считающиеся «эндемичными» для региона.

Рассмотрим, что изменится на мировом рынке элитного алкоголя в 2022–2023 годах.

Сокращение производства виски нижней и средней ценовых категорий (и, как следствие, рост цен)

В то время как производители элитного виски верхнего ценового сегмента – например, The Macallan, The Dalmore или Chivas Regal – для изготовления напитка используют выращенный в Шотландии или Ирландии ячмень, небольшие винокурни закупают сырьё за рубежом. Главными поставщиками зерновых культур были Россия и Украина.

Экономическая изоляция России приведёт к тому, что производители виски из Ирландии и некоторые небольшие шотландские винокурни останутся без ячменя. Последствия довольно легко предугадать: рост цен на алкогольные напитки и ограничение выпуска. Кроме того, некоторые аналитики предсказывают снижение качества виски среднего и нижнего ценового сегмента, так как производителям придётся отказаться от использования ячменя и заменить его другими зерновыми культурами – пшеницей, рожью, кукурузой и даже овсом (который не применялся ирландскими компаниями с 1970-х годов).

Проблема затронет не только производителей виски, но и пивоваров. Значительное количество производителей слабоалкогольных напитков закупали ячмень в Украине – эта страна входит в пятёрку крупнейших мировых экспортёров данной зерновой культуры. В ближайшее время пивоварам предстоит переориентировать свои логистические цепочки и начать закупать ячмень в других странах Восточной Европы, которые не попали под экономические санкции (поэтому, например, возможность закупки в Беларуси тоже остаётся под вопросом).

Сокращение производства и поставок элитной водки

Значительное число марок элитной водки производится в России – даже если юридическое лицо и бренд находятся в других странах. Например, британская компания J. J. Whitley владеет несколькими заводами под Санкт-Петербургом. Аналогичная ситуация наблюдается и с американским брендом Smirnoff – некоторые из его производственных мощностей находятся в России.

Украинские производители водки также по вполне понятным причинам не смогут поставлять свои элитные алкогольные напитки на иностранные рынки. По прогнозам аналитиков, больше всего пострадает бренд Nemiroff – практически все его производственные мощности находятся в Украине, а основными рынками экспорта являются европейские страны и США.

При этом такие классические зарубежные марки элитной водки, как Absolut, Grey Goose или латвийская Elit, находятся в безопасности: они производят элитный алкоголь из локального сырья. Пострадают только бренды, так или иначе аффилированные с Россией или Украиной, включая «Белуга», Mammoth и «Русский стандарт».

Падение продаж элитного алкоголя из-за прекращения поставок в Россию

Сразу три компании отчитались о том, что ожидают сокращения продаж в 2022–2023 годах:

  • Pernod Ricard – международный конгломерат производителей элитного и массового алкоголя. В настоящее время ему принадлежит несколько десятков брендов, включая Ballantine’s, Chivas Regal, The Glenlivet, Redbreast, Royal Salute, Absolut, Ararat, Becherovka, Befeather, Havana Club, Martell, Olmeca Tequila и многие другие. Pernod Ricard ещё в начале марта 2022 года объявил о приостановке поставок в Россию. Пока, тем не менее, не совсем ясна ситуация с армянским коньяком (бренди) «Арарат», будет ли он ввозиться в страну или нет.
  • Diageo – один из крупнейших международных конгломератов производителей элитного и массового алкоголя. Владеет такими брендами, как Johnnie Walker, Bell’s, White Horse, Ciroc, Smirnoff, Captain Morgan, Baileys, Sheridan’s, Gordon’s, Aviation Gin, Guinness и десятками других. Ожидает падения продаж примерно на 10%.
  • Campari Group – большое объединение производителей алкогольных напитков среднего и нижнего ценовых сегментов. Владеет такими брендами, как Campari, Aperol, Cinzano, Wild Turkey, Bisquit Cognac, Grand Mariner, Cinzano, Mondoro и другими. Поскольку Campari Group ориентирована в первую очередь на развивающиеся рынки, компания ожидает большего падения продаж, чем у Diageo – примерно на 15–20%.

После того, как компании отчитались о потенциальном сокращении продаж перед инвесторами, их акции значительно упали. Тем не менее, производители намерены восстановить объёмы торговли, в том числе через выход на новые международные рынки, включая азиатские, латиноамериканские и африканские.

Рост цен из-за удорожания упаковки для элитных алкогольных напитков

Также производители алкогольных напитков ожидают повышения цен на упаковку. Значительное количество стеклянных бутылок производилось именно в России. Также страна является одним из крупнейших мировых экспортёров алюминия, который используется для производства металлических банок – в них разливается пиво и другие слабоалкогольные напитки.

В настоящее время производители не могут предсказать, насколько изменятся цены на упаковку для элитных алкогольных напитков, однако экономическая изоляция России однозначно приведёт к росту стоимости бутылок и металлических банок.

Тем не менее, Россия – не единственная страна, в которой производятся бутылки и банки. Поэтому производители элитного алкоголя не ожидают дефицита упаковки на рынке. Но точно можно сказать только одно – цена вырастет.