Как элитное шампанское превратилось в инвестиционный инструмент

За последние несколько десятилетий шампанское значительно изменило своё позиционирование на рынке алкоголя: из практически повседневных напитков оно превратилось в изысканные вина с потенциалом коллекционирования.

Это происходит на фоне укрепления классических брендов (Dom Perignon, Veuve Clicquot, Moёt & Chandon), а также появления новых, изначально нацеленных на платёжеспособную аудиторию. Некоторые марки даже начали продаваться по схеме En Primeur – когда негоцианты приобретают напитки за 2–3 года до их официального релиза.

Так, буквально несколько месяцев назад руководство LVMH объявило о скором релизе Krug 2008 года и Dom Perignon 2012 года – двух винтажных марок шампанского. Этот анонс вызвал высокий интерес среди коллекционеров-негоциантов, понимающих, что буквально через 5–10 лет стоимость этого игристого вина может увеличиться двукратно.

Что случилось с шампанским в последние годы

Шампанское – здесь и далее речь идёт исключительно об игристых винах, произведённых в регионе Шампань. Шампанское, на протяжении своего существования, позиционировалось как ординарный напиток для массового потребления. Отчасти это объяснялось особенностями изготовления: виноград с различных виноградников, из разных регионов и разных годов урожая смешивался и выдерживался вместе. Такой подход позволял производителям добиться высоких объёмов производства с сохранением узнаваемого вкусового и ароматического профиля напитков.

Конечно, даже при таком «ординарном» подходе производители внедряли жёсткие стандарты контроля качества – например, ягоды перебирались вручную, собирались при достижении определённого уровня зрелости, при выращивании сырья не использовались химические удобрения, и так далее. Это позволило брендам класса Dom Perignon выйти на рынок по-настоящему элитного алкоголя. Однако некоторая «ординарность» не позволяла им далее расти.

В середине XX века компании начали постепенно изменять подход к производству шампанского: помимо ординарных вин, рассчитанных на массовое потребление, они начали выпускать винтажные и эксклюзивные марки.

Различие в культурном значении шампанского между западным и восточным миром

Здесь стоит сделать небольшое отступление и упомянуть о существовании культурных различий между западным и восточным миром, включая государства постсоветского пространства. В частности, в Европе и США шампанское никогда не считалось напитком для «особых случаев». Напротив, игристое вино могли спокойно употреблять за повседневным ужином.

В этом отношении западные потребители были заинтересованы в сохранении хорошего баланса между ценой и качеством напитка: представители среднего класса точно не могли бы себе позволить купить бутылку шампанского за 500–1000 долларов и распить её с друзьями во вторник.

В Советском Союзе, а позднее – в государствах постсоветского пространства, культивировался другой стиль употребления шампанского: это был «напиток для особых случаев», различных праздников и торжественных мероприятий. Отчасти это объясняется лимитированным выпуском игристого вина – оно производилось в гораздо меньших количествах, чем тихое, и требовало использования более сложных технологий, включая контролируемое вторичное брожение в бутылке. Если бы советские граждане начали употреблять какое-нибудь «Цимлянское» шампанское каждый день, страна довольно быстро столкнулась бы с дефицитом этого напитка. Для повседневных застолий предлагались сидр, медовуха и другой некрепкий алкоголь массового производства.

Поэтому, чтобы понимать изменения на рынке игристых вин, важно учесть, что западные потребители не считали шампанское чем-то особенным.

Появление винтажного шампанского

Стоит оговориться, что винтажное шампанское существовало и до середины XX века: производители выпускали напитки из особенно удачных урожаев отдельно. Зачастую это были специальные поставки для королевских и императорских дворов. Например, на свадьбе принца Чарльза и Леди Дианы подавалось исключительно винтажное шампанское Dom Perignon 1961 года, выпущенное лимитированным тиражом в 600 1,5-литровых бутылок (магнумов).

Однако к концу XX века производители начали всё активнее выпускать винтажное шампанское – игристое вино с указанием миллезима, то есть года сбора урожая винограда для производства. Оно не купажированное, поэтому ценители и сомелье вполне могут ощутить различия во вкусовых оттенках между напитками различных годов. Винтажное шампанское всегда выпускается ограниченными тиражами и релизами, поскольку большая часть урожая используется для ассембляжа.

Кроме того, производители начали выпускать лимитированные издания.

Например, в линейке Dom Perignon появилась серия Plentitude, включающая три вида винтажного шампанского:

  • Dom Perignon P1 – выдерживается на осадке 7 лет;
  • Dom Perignon P2 – выдерживается на осадке 11-12 лет;
  • Dom Perignon P3 – выдерживается на осадке не менее 20 лет.

Кроме винтажности, это шампанское характеризуется длительным созреванием, полнотой вкуса и, разумеется, лимитированным тиражом.

Выпуск элитного шампанского лимитированным тиражом придал ему коллекционной ценности. И, как следствие, собиратели со всего мира заинтересовались в пополнении своих погребов практически уникальными игристыми винами. В последние годы стоимость элитного шампанского на коллекционном рынке, согласно данным биржи редкого алкоголя Liv-Ex, растёт на 10–20% ежегодно.

Это также связано с тем, что на рынок элитного алкоголя пришли китайские инвесторы. Они готовы приобретать раритетные напитки, практически не считая деньги. Особенно это заметно в последние годы, когда запад переживает кризис, вызванный пандемией ковида, а Китай, кажется, и вовсе не замечает заболеваемости.